ГУЛАГ. 501-я стройка - UNREGISTERED VERSION

Перейти к содержимому

Главное меню

Руководство 501- стройки

БИБЛИОТЕКА > Архив

Руководство 501- стройки

Перечитывая исследовательские труды по истории строительства железной дороги « Чум – Лабытнанги - Игарка», то и дело удивляешься скудности сведений о руководстве «501-го» строительства. Трудно определить в каком именно архиве есть данные на администрацию «501-стройки». В этом году с помощью заведующего Управлением анализа и информации при Главе Республики Коми Олега Ивановича Азарова удалось обнаружить личные дела В.А. Барабанова, А.И. Боровицкого, А.В. Артамонова. Их биографиями мы и предлагаем вам ознакомиться.

В.А.Барабанов
Василий Арсентьевич Барабанов родился 21 апреля 1900 года в селе Алтуфьево Ленинского района Московской области, в зажиточной крестьянской семье. С июня 1919 года по август 1920 года заведовал Народным домом в родном селе. С августа по декабрь 1920 года – слушатель Военно-хозяйственных курсов. С декабря 1920 по июнь 1924 года являлся слушателем административно- хозяйственного факультета Военно- хозяйственной академии в Москве. Обучаясь в академии,. В декабре 1922 года был принят в члены партии Городским райкомом РКП(б) города Ленинграда. « колебаний не было, в оппозициях не участвовал». Получил специальность администратора, хозяйственника, военного инженера и экономиста.
    После окончания академии, с июня по август 1924 года служил помощником начальника Военно- хозяйственного управления РККА.

    Из «Послужного списка товарища Барабанова Василия Арсентьевича»:

    « Прохождение службы в органах и войсках НКВД и РККА.

    Август 1924 – январь 1929 года – помощник уполномоченного, уполномоченный, помощник начальника отделения Особого отдела ОГПУ СССР;

   Январь – декабрь 1929 года- заместитель начальника Особого отдела Среднеазиатского военного округа ( Полномочное представительство ОГПУ по Средней Азии);

    Декабрь 1929 – август 1932 года- помощник начальника отделения, начальник отделения, начальник Особого отдела корпуса МВО,. Помощник начальника особого отдела МВО ( Полномочное представительство ОГПУ СССР по городу Москве и Московской области);

    Август 1932 – апрель 1934 года – заместитель начальника Управления Войск ОГПУ СССР (Московская область);

    Апрель 1934 – апрель 1935 года – начальник 3 отдела, заместитель начальника Дмитровского ИТЛ НКВД…»

   
В апреле 1935 года за пьянство был исключен из ВКП (б) и переведен из центрального аппарата НКВД на работу в систему ГУЛАГА СССР.

    «… апрель 1935 – декабрь 1937 года – начальник Воркутинского промысла,  Воркутинского рудника, начальник строительства железной дороги Воркута – Усть-Уса, начальник 1 уголовного отделения 3 отдела Управления Ухто- Печорского исправительно- трудового лагеря НКВД ( пос. Чибью Коми АССР);

   Декабрь 1937- январь 1940 года- помощник начальника Управления железнодорожного строительства на Дальнем Востоке ( г. Свободный Хабаровского края);

    Январь 1940 – март 1942 года – начальник Нижне-Амурского ИТЛ НКВД (г.Комсомольск- на- Амуре Хабаровского края);

    Март – сентябрь 1942 года – начальник Саратовского ИТЛ НКВД (г. Саратов)…»

    Находясь на службе в дальневосточных лагерях, зарекомендовал себя хорошим чекистом и в январе 1941 года был восстановлен в партии с сохранением партстажа.

    В сентябре 1942 старший лейтенант госбезопасности В.А.Барабанов был назначен начальником Северо- Печорского исправительно- трудового лагеря НКВД. О его назначении на эту должность свидетельствуют документы из его личного дела:


Характеристика работника
    На работе в системе Главного Управления железнодорожного строительства НКВД СССР проявил себя способным организатором, хорошо знающим производство и лагерь. Товарищ БАРАБАНОВ  проделал большую работу по строительству вторых путей и аэродромов на Дальнем Востоке, за что награжден Правительством орденом Трудового красного Знамени и медалью « За трудовое отличие».

    В 1942 году, будучи назначен начальником Управления Саратовского исправительно-трудового лагеря тов. БАРАБАНОВ сумел обеспечить досрочное окончание строительства и сдачу железной дороги в эксплуатацию НКПС.

    За досрочное открытие движения по линии Камышин- Саратов приказом Народного Комиссара тов. Берия от 22 октября 1942 года тов. БАРАБАНОВ получил благодарность и премирован месячным окладом.

« Заключение ОК НКВД

    Отдел кадров НКВД считает возможным просить ЦК ВКП (б) об утверждении тов. БАРАБАНОВА Василия Арсентьевича  в должности начальника Управления Саратовского ИТЛ НКВД.

    Утвержден в ЦК ВКП (б) 11 мая 1942 года.
    В связи с производственной реорганизацией Саратовского исправительно - трудового лагеря НКВД Заместитель Народного Комиссара т. ЧЕРНЫШЕВ обратился с просьбой назначить тов. БАРАБАНОВА Василия Арсентьевича заместителем начальника Управления Северо - Печорской исправительно- трудового лагеря НКВД.

    На вышеуказанную должность назначен приказом НКВД СССР от 5 сентября 1942 года.

Начальник ОК НКВД».
Приложение к справке на БАРАБАНОВА Василия Арсентьевича

По сообщению начальника Краснополянского РО УНКВД Московской области БАРАБАНОВ происходит из зажиточной семьи огородников. Отец до революции имел клубничный сад в 10 га с применением наемной рабочей силы до 20 человек и бакалейную лавку. Сестра БАРАБАНОВА  в 1937 году арестовывалась и высылалась. Ее муж ВАСИЛЬЕВ за к-р деятельность арестован органами НКВД. Брат отца  БАРАБАНОВА - БАРАБАНОВ В.Ф. – в 1930 году раскулачен, его дочь замужем за крупным б. Капиталистом фирмы « Га» и « Караван», в годы революции оба бежали в Германию, где проживают в настоящее время. Состоял членом ВКП (б), исключался за пьянство.

    Специальные проверки проведены с 1922 по 1935 годы. Перепроверка в 1939 году. Восстановлен в ВКП (б) в 1940 году.

Начальник 6 отделения ОК НКВД СССР

Ст. лейтенант ГБ Филаткин
Оперуполномоченный 6 отделения ОК

мл. лейтенант ГБ Бачурин»
    О приезде В.А. Барабанова на Печору рассказывает Е.Ф. Линде:

    « В.А. Барабанов приехал в Абезь в конце 1942 года. Это был великолепный организатор, энциклопедически образованный человек. Когда в клубе собиралось большое совещание и выступал Барабанов, все управленцы прибегали послушать его выступление. Он обычно ходил по сцене, говорил полтора-два часа без всяких записей. Речью он владел превосходно. Когда Барабанов собирал начальников отделов и инженеров для решения трудных организационных или технических вопросов и выслушивал предложения, выяснялось, что все затрудняются и не знают выхода из создавшейся ситуации. Тогда выступал он и говорил, что и как надо сделать. И все изумлялись, какие простые выходы он находил в сложных вопросах.

  Барабанов, приехав в Абезь и узнав, как обстоит дело с питанием, послал в ГКО СССР письмо с просьбой приравнять строителей Печорской магистрали по снабжению к полярникам. Кстати, Абезь находиться за Полярным кругом. Через некоторое время решение было принято, и мы начали получать мясные консервы из Бразилии, американский бекон в банках, канадскую муку, яичный порошок, сахар. Это было огромное подспорье.

    Барабанов понимал, что мы в Абези лишены очень многого, в том числе солнца, так как в основном небо чаще низкое, серое, солнечных дней мало. Поэтому, когда, обычно в первой декаде августа, установилась хорошая, теплая, солнечная погода, Барабанов разрешал обеденный перерыв с 12 до 14 часов. И в это время мы, забыв о своем скудном обеде в столовой, бежали под горку на песчаный берег Усы и купались и загорали все два часа. Но таких дней в году было не больше шести-семи».

   Инженер А.Д. Цфас, работавший секретарем Наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе, говорил, что начальник Печоржелдорлага выделяется среди остальных своей выдержкой и своеобразным, нестандартным мышлением.

Из служебной характеристики

На начальника Управления Северо-Печорского железного строительства и ИТЛ Подполковника БАРАБАНОВА  Василия Арсентьевича

«Обладает большим, - 13- летним опытом руководящей административно- хозяйственной работы на стройках и лагерях НКВД.

 Возглавляя крупное Северо-печорское железнодорожное строительство и лагерь НКВД и руководя действующей железнодорожной линией Кожва- Воркута в течение ряда лет, тов. БАРАБАНОВ проявляет большие организаторские способности, сильную волю, знание дела, принципиальность в решении больших и малых дел, проявляет достаточную чуткость к людям и умение руководить.

  Тов. БАРАБАНОВ предан партии Ленина- Сталина, политически хорошо развит, регулярно читает газеты, журналы, свободно ориентируется в вопросах текущей международной и внутренней политики. Идеологически и морально устойчив. В партийной жизни активен. Пользуется большим авторитетом в партийной организации и в коллективе строителей и железнодорожников.

   К недостаткам тов. БАРАБАНОВА относиться склонность решать вопросы единолично, подчас без учета мнения Политического отдела и парторганизации.

   По своим деловым и политическим качествам тов. БАРАБАНОВ перерос начальника стройки, и вполне может быть выдвинут на руководящую работу большего масштаба.

Начальник Политотдела Печорлага НКВД подполковник Кузнецов
6 июня 1945 года».

    Что и произошло в апреле 1947 года, когда полковник В.А. Барабанов был назначен начальником Северного Управления железнодорожного строительства МВД СССР. В эти годы его знал заключенный этого лагеря Л. Шерешевский: « Этот незаурядный человек успел пройти старую чекистскую школу и в глубине души понимал, как много среди его подопечных безвинно страдающих людей. Исполняя все требования своей службы, он сумел все же сохранить человеческий облик, заботился о культуре и медицинском обслуживании в колоннах, старался, насколько это было в его власти, облегчить участь попавших в беду людей».

    За долгую службу в органах ОГПУ-НКВД-МВД СССР В.А. Барабанов был отмечен многим правительственными наградами, в том числе Знаком Почетного работника ВЧК-ОГПУ (1932 г.), медалью « За  трудовое отличие » (1941 г. за строительство вторых путей на Дальнем Востоке), орденами Трудового Красного Знамени (1941 г. за строительство аэродромов), Боевого Красного Знамени (1943 г. за строительство железной дороги Саратов- Сталинград), Ленина (1943 г. за строительство Северо- Печорской железной дороги), Красной звезды (1944 г. за выслугу лет), Ленина (1943 г. за долгую и безупречную службу в органах НКВД), Красного Знамени (1944 г.), Отечественной войны 2 степени (1946 г. « за достигнутые успехи в развитии сельского хозяйства, промышленности, науки, культуры и искусства).

    После Абези и Игарки В.А. Барабанов служил начальником Цимлянского ИТЛ, который строил Цимлянский гидроузел, включавший в себя ГЭС и водохранилище, площадью 2700 квадратных километров, которое питало Волго-Донский канал. Там, « за особо выдающиеся заслуги и самоотверженную работу » полковнику В.А. Барабанову было присвоено звание Героя социалистического труда, воинское звание генерал- майора.

    В июле 1952 года он назначается начальником Главного управления лагерей по строительству нефтеперерабатывающих заводов и предприятий искусственного жидкого топлива, в которое были включены 6 лагерей этой отрасли, а также ИТЛ и Строительство Особого района, строившее комплекс зданий МГУ на Ленинских горах в Москве.

В ноябре 1954 года генерал В.А. Барабанов вышел в отставку по выслуге лет в органах НКВД МВД СССР. После выхода на пенсию он в течение трех лет возглавлял совет общественной приемной редакции газеты « Известия ».


А.И. Боровицкий
Авраам Израилевич Боровицкий родился 17 февраля 1903 года в городе Фастове Киевской губернии в еврейской мещанской семье. Отец работал частным экспедитором грузов на железной дороге. В 1914 по 1919 годах закончил двухклассное, потом четырехклассное училище, частную гимназию « Общества Родителей ». В автобиографии указывал: « До 1919 года учился. Всю зиму 1919 года по начало 1920 года после погрома болел тифом ». с начала 1920 по июль 1921 года давал частные уроки математики в Киеве, в июле 1921- августе 1922 года работал воспитателем в еврейском детском доме « Озет » в Фастове. В августе- октябре 1922 года был безработным, состоял на учете на бирже труда. С ноября 1922 года начал работать на Дарницком фанерном заводе кочегаром, помощником станкового. На заводе в 1923 году вступил в комсомол и в мае 1925 года был избран секретарем заводского комитета «игрушечной фабрики». В ноябре 1927 года был принят в партию Сталинским райкомом ВКП (б).

   В октябре 1928- мае 1931 года работал председателем фабричного комитета мебельной фабрики имени Боженко в Киеве. В мае 1931 года на Всеукраинском съезде рабочих деревообрабатывающей и лесной промышленности был избран членом президиума и ответственным секретарем Всеукраинского профсоюза деревообделочников.

  В октябре 1933 года по партийной мобилизации ЦК КП (б)У направлен на работу в органы ОГПУ СССР. Как указал в автобиографии сам А.И. Боровицкий, « Был мобилизован ЦК КП (б)У и киевским облотделом ГПУ на работу в лагеря Дальнего Востока».

    Из «Послужного списка товарища Боровицкого А.И.»:

    « Прохождение службы в органах и войсках НКВД и РККА

    Ноябрь 1933- июнь 1939 года – начальник культурно-воспитательной части (КВЧ) 1, 7, 20 отделений Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР (Тында, Свободный Хабаровского края, г. Спасск Уссурийской области).

 Декабрь 1936 – июнь 1939 года- помощник, заместитель, начальник культурно- воспитательного отдела Управления железнодорожного строительства НКВД СССР на Дальнем Востоке _г. Свободный Хабаровского края).

    Июнь 1939- январь 1940 года - начальник строительного отделения Приморлага НКВД СССР (Стройка № 206, пос. Бамбурово Приморского края)

    Январь – август 1940 года – начальник строительного отделения Строительства № 105 (г. Кандалакша Карело-Финской ССР)

  Август 1940 – январь 1941 года – начальник районного управления строительства железной дороги Сорока- Обирская – начальник района Сорокского ИТЛ НКВД СССР (г. Беломорск Карело-Финская ССР)».

   За ударную работу на этих стройках в июне 1940 года старший лейтенант госбезопасности А.И. Боровицкий был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

  Однако, « брат жены Дуклер Марии Давыдовны инструктор райпотребсоюза Дуклер Моисей Давыдович, член ВКП (б), был арестован в 1937 году за принадлежность к Еврейской национальной партии». О пристальном изучении этого эпизода в биографии А. И Боровицкого свидетельствует документ из личного дела:


«Справка на тов. БОРОВИЦКОГО А.И.
(Зам. Нач. управл. Печорлага НКВД) член ВКП (б) с 1927 года. По национальности еврей. Характеризуется как один из лучших работников. Энергичный. Знает производство. Партийную работу сочетает с производством. Авторитетом пользуется. Работает данное время на южных участках.

   Брат по жене арестован в 1937 году. За что арестован, БОРОВИЦКИЙ не знает. Работал инструктором в Райпотребсоюзе, состоял членом ВКП (б). Ранее состоял в нац. Евр. Партии, связь БОРОВИЦКИЙ отрицает.

    Следует утвердить с получением материалов по спецпроверке.

Инструктор отдела кадров
Коми обкома ВКП (б)
(ЧУМАКОВ)
4 МАЯ 1941 года».   

В январе 1941 года А.И. БОРОВИЦКИЙ был назначен заместителем начальника Управления Северо-Печорского ИТЛ НКВД СССР.

    Из Служебной характеристики на Зам. Нач. Управления Печорского железнодорожного строительства тов. БОРОВИЦКОГО Авраама Израилевича»:

    «… На строительство Северо- Печорской магистрали прибыл в январе 1941 года. За короткое время своей работы на Южном участке Строительства проявил себя, как и на предыдущих стройках, энергичным, знающим производство работником, умелым организатором коллектива. В работе,  ни с каким временем не считается, производственную деятельность сочетает с партийно-политической работой.

Политически грамотен, идеологически выдержан, морально устойчив, авторитетом среди подчиненных пользуется, занимаемой должности вполне соответствует.                          

    Зам. Начальника политотдела
Печорстроя НКВД Якимец.
19 апреля 1941 г.»

А.И. БОРОВИЦКИЙ так вспоминал о приезде на Печору: « Я был на строительстве в январе 1940 года. Жили мы в первое время на месте нынешней станции Печора, в землянках. Штаб строительства находился в Абези. На всем протяжении будущей железной дороги была уложена автолежневая дорога, что давало возможность форсировать отсыпку земляного полотна, в первую очередь на низких отметках и форсировать укладку пути».

    О методах работы А.И. БОРОВИЦКОГО свидетельствует еще одна характеристика из его личного дела:

    «Растущий работник, обладает организаторскими и административными способностями, работает, не считаясь со временем и трудностями, проявляет на работе оперативную и личную инициативу. Дело строительства железнодорожного транспорта знает.

    Непосредственно руководя эксплуатацией железнодорожной линии, в трудных условиях севера, добился значительного улучшения ее работы.

    Тов. БОРОВИЦКИЙ предан делу партии Ленина-Сталина, политически развит, над собой работает, в партийно-политической работе активен, но недостаточно. На партконференции подвергнут резкой, но справедливой критике за то, что не всегда считается с мнением партийной организации, особенно в вопросах выдвижения коммунистов на руководящую работу. Предпочитает выдвигать бывших судимых, например: начальником 3 паровозного отделения вместо коммуниста САВЧУК, подходящего вполне по деловым качествам и рекомендованного парторганизацией, назначил бывшего судимого по ст. 58-10 МАХОВА. Снял незаконно с работы нач. дистанции пути члена ВКП (б) инженера ПЕРЕВЕРЗЕВА, вместо него назначил заключенного, осужденного за контрреволюционную деятельность.

   Тов. БОРОВИЦКИЙ должности соответствует, может быть, выдвинут на должность начальника строительства, но меньшего масштаба в сравнении с Печорстроем»

Начальник политотдела
Печорлага НКВД СССР
Подполковник
(КУЗНЕЦОВ)».
   

В феврале 1942 года А.И.БОРОВИЦКИЙ по приказу НКВД СССР был срочно отозван на строительство железной дороги Саратов-Сталинград, имевшей большое значение в ходе Сталинградской битвы. В сентябре 1942 года он вернулся на Печору.

«Партийная характеристика на тов. БОРОВИЦКОГО

Товарищ БОРОВИЦКИЙ - трудолюбивый, энергичный, инициативный руководитель, имеет большой опыт в работе по строительству железных дорог. В 1941 году, когда строительство Печорской железной дороги находилось в прорыве,  товарищ БОРОВИЦКИЙ всегда находился на самых трудных участках строительства. Обладая хорошим знанием своей специальности, он выводил отстающие участки из прорыва. В 1942 году, когда железная дорога должна была обеспечить перевозку большого количества угля для северного флота и города Ленинграда, товарищ БОРОВИЦКИЙ работал над тем, чтобы обеспечить пропуск потребного количества пар поездов, что и обеспечил».

   За многолетнюю службу в органах НКВД-МВД СССР А.И. БОРОВИЦКИЙ был награжден: орденами Трудового Красного Знамени (1940 г. « за ударную работу на стройках Дальнего Востока и вторых путей»), Знак Почета (1942 г. за успешное окончание строительства Северо-Печорской железной дороги), Красная Звезда(1943 г.), медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги» (1945 г. «За выслугу лет в органах НКВД СССР»), орденом Отечественной войны 2 степени (1946 г. « За достижения в развитии сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры»). В мае 1945 года получил звание майора внутренней службы.

   В декабре 1946 года был назначен начальником Управления Северо-печорского ИТЛ МВД СССР. С назначением майора А.И. БОРОВИЦКОГО начальником лагеря заканчивается «Абезьский период» истории Печоржелдорлага. Новый начальник переводит управление лагеря в быстро растущий рабочий поселок Печора.

    В июле 1950-1952 годов подполковник А.И. БОРОВИЦКИЙ

служит начальником Северного управления ИТЛ и Строительства 503, которые дислоцируются в селе Ермаково Красноярского края и прокладывают железную дорогу на участке Чум- Салехард – Игарка. С 1952 года он переводится начальником строительства 513 в приморский край.

 Будучи в отставке, полковник А.И. БОРОВИЦКИЙ работал в Мосгорстрое и к званиям почетного работника МВД СССР, почетного железнодорожника получил звание «Почетный строитель Москвы».


Начальник ликвидационной комиссии строительства №501 – Жигин Александр Дмитриевич


Александр Дмитриевич Жигин родился 22 октября 1903 г. на  станции Расторгуево, Рязано-Уральской железной дороги Московской области  в доме путейного обходчика. Все дети Дмитрия Сергеевича и Натальи Ксенофонтовны (а их было семеро) по достижению  5-7-летнего возраста определялись в помощники отцу. Поэтому, еще не умея читать и писать, маленький Саша знал правила движения поездов, учился проверять ширину колеи, обнаруживать и исправлять нарушения в путевых устройствах. И нет ничего удивительного в том, что он выбрал делом всей своей жизни строительство железных дорог. В 14 лет Александр пошел работать на строительство железной дороги Пеков-Полоцк, правда, пока только подсобным рабочим в бригаду по укладке пути. И, может быть, так и остался бы он простым работником ж/д линии, да революция помогла взять новые вершины. В 1922 году Александр Дмитриевич уже окончил вечерний техникум путей сообщения.

Как все молодые люди призывного возраста того времени, он вступает в ряды доблестной Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Служит 4 года воентехником первого ранга в Военно-хозяйственном управлении в гг. Омске и Иркутске, там же вступает в комсомол.После армии судьба приводит его г. Новороссийск на строительство морского порта и Дворца грузчиков. Начальство заметило подающего надежды молодого человека и осенью 1929 г. отправляет его на учебу в Путейный институт г. Ростова-на-Дону. Вступительные экзамены Александр сдал, но оказалось, что на строительный факультет поступило всего 3 человека и после первого семестра в январе 1930 г. он переводится на факультет изысканий, проектирования и строительства железных дорог в ЛИИПС в г. Ленинград (позже ЛИИЖТ – Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта).  В данном учебном заведении система обучения студентов сильно отличалась от учебы в других институтах. Суть метода такова: все обучение делилось на 2 смены. Первая смена отправлялась на 5-6 месяцев работать на строительстве, а со второй сменой проводились занятия.

Таким образом, начиная с 1930 г. Александру пришлось побывать в изыскательных экспедициях по всей стране: от Беломоро-Балтийского канала до изысканий сверхмагистрали Москва-Донбасс. В 1933 г. Жигин Александр защитил реальный дипломный проект «Реконструкция железнодорожной линии Кротовка-Сургут (в Куйбышевской области)» с отличной оценкой и выдачей денежной премии. Сразу же после защиты он поехал на выполнение задания Ленинградского военного округа по изысканиям ж/д в погранрайоне.С 1934 по 1941 год работал на изысканиях и строительстве БАМа. В годы войны Александр Дмитриевич строил оборонительные сооружения на различных фронтах, за что и был награжден государственными наградами:
1.                  15.09.1943. Указ Президиума Верховного Совета ССР. Главный инженер Южного р-на экспедиции Сталинград – Саратов Жигин А.Д. награжден медалью «За трудовую доблесть»;
2.                  22.12.1942. Указ Президиума Верховного Совета ССР: гл. инженер Донской экспедиции, р-н Камышино-Колач, Тундутово, Вороново, Сталинград Жигин А.Д. награжден медалью «За оборону Сталинграда»;
3.                  22.12.1942. Указ Президиума Верховного Совета ССР. Гл. инженер 3 р-на полевого строительства №13 НКВД СССР Жигин А.Д. награжден медалью «за оборону Ленинграда»;
4.                  1.05.1944. Указ Президиума Верховного Совета ССР: начальник 8 р-на 13 полевого строительства Жигин А.Д. награжден медалью «За оборону Москвы»;
5.                  9 мая 1945г. Указ Президиума Верховного Совета ССР: Жигин А.Д. награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
6.                  6.06.1945 Указ Президиума Верховного Совета ССР: Жигин А.Д. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После войны надо было восстанавливать разрушенные дороги и строить новые, и А.Д. Жигина назначают сначала зам.начальника Московской изыскательной экспедиции, а затем, в 1946 году, он становится ее начальником.С  1947 года открываются новые перспективы развития железнодорожного транспорта на Севере, и А.Д. Жигин  со своим опытом работы был назначен начальником Уральской экспедиции, которой поручается провести изыскательные работы в условиях Крайнего Севера на территории Ямало-Ненецкого округа.

Дальнейшая карьера Александра Дмитриевича в хронологическом порядке выглядит так: 5.02.49 - 4.06.51 Ленинградская контора Управления Желдорпроекта ГУЛЖДС МВД СССР. Зам. начальника и главный инженер Обской экспедиции; 4.06.51- 19.09.53. Управление Обского ИТЛ и строительство №501 МВД СССР. Главный инженер и зам. начальника Управления строительством №501.
В этот период - 5.11.1952 г. приказом №45 ГУЛЖДС МВД СССР А.Д. Жигину объявлена благодарность за хорошую организацию комплексной механизации земляных работ и правильное использование экскаваторного парка;19.09.53 - 30.01.54 Управление строительством №501 МПС. Начальник Управления строительством;30.01.54 – 1955 г. Ликвидком строительства №501 МПС. Уполномоченный ГУЛЖДС по ликвидации строительства №501.1947-1954гг. – Член горкома г.Салехарда, депутат горсовета г.Салехарда.Работа на строительстве требовала полной самоотдачи, некогда было отдыхать. За 1951-1954 гг.

А.Д. Жигин ни разу не брал отпуск, несмотря на то, что работа на Крайнем Севере сделала его инвалидом: полиартрит, болезнь сердца, гипертония, проблемы с позвоночником, со зрением (были проведены 2 операции на глазах – результат слепящего северного снега) – вот неполный перечень приобретенных заболеваний. Но он не жаловался и продолжал работать, недаром его фамилия имеет корни «жига» - крутящийся волчок.

После ликвидации строительства №501, Александр Дмитриевич Жигин с 1955 по 1964 год работал зам. главного инженера ГУЖДС Минтранса и являлся членом Политбюро главка ГУЖДС. С 1965 по 1970 год А.Д. Жигин выполнял работу пропагандиста парткома Минтрансстроя. В отличие от других начальников, которые приходили и уходили со строительства №501, Александру Дмитриевичу «посчастливилось» быть участником и первоначального этапа стройки, пика ее развития и ликвидации.

Это был очень ответственный человек, и он понимал необходимость ж/д на Севере, поэтому до конца своих дней отстаивал во всех инстанциях идею восстановления «мертвой дороги». Возможно, в новом столетии это осуществится…


Данная информация предоставлена для публикации в интернет-музее "ГУЛАГ. Стройка № 501"
Государственным учреждением Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню