ГУЛАГ. 501-я стройка - UNREGISTERED VERSION

Перейти к содержимому

Главное меню

1947-1955 гг

БИБЛИОТЕКА > Архив

1947 год

4 февраля 1947 года - постановление Совет Министров СССР  №298-104сс «О производстве проектно-изыскательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода  в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта».
22 апреля 1947 года - постановление №1255-331сс Совета Министров СССР, согласно которому строительство железной дороги, получившей наименование «Строительство №502 МВД СССР», поручено ГУЛЖДС (главному управлению лагерного железнодорожного строительства) НКВД-МВД СССР.
22 апреля 1947 года -  день рождения железной дороги «Чум – Салехард – Игарка». Начальник строительства - заместитель начальника ГУЛЖДС МВД полковник Барабанов В.А.
2 августа 1947 года - сдача в эксплуатацию первого моста через реку Воркута.
5 декабря 1947 года - открыто рабочее движение поездов на участке «Чум – Собь», протяженностью 118 км.
За неполных 5 месяцев работы  организовано 10 строительных подразделений, Обской лагерь.
1947 год -  общее количество строителей  примерно — 40 000 человек.


1948 год

Интенсивное строительство железной дороги «Абезь-Чум-Лабытнанги» через Полярный Урал, по долине реки Собь.
3 декабря 1948 года  - открыто движение поездов от ст. Абезь до берега р. Обь (ст. Лабытнанги).
Строительное управление №502, занимается прокладкой железнодорожной линии от станции Чум, Печорской железной дороги, к Мысу Каменному с ответвлением на Лабытнанги.
За 1947-1949 гг.  в районе будущего порта было построено 3 рабочих поселка : Яр-Сале, Новый Порт, Мыс Каменный.
1948 год -  общее количество строителей  примерно — 45 000 человек.

1949 год
Январь 1949 года  - судьбоносное совещание И.В.Сталина, Л.П.Берии и Н.А.Френкеля – начальника ГУЛЖДС.  Принято решение: свернуть работы на полуострове Ямал, прекратить строительство линии к Мысу Каменному,  начать прокладку железной дороги длиной 1290 км. к нижнему течению Енисея, по трассе «Чум – Лабытнанги – Салехард – Надым – Ягельная – Пур – Таз – Янов Стан – Ермаково – Игарка», с устройством порта в Игарке.
Строительство дороги до Игарки - личное указание Сталина.
«…Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая обстановка очень напряжённая».
Постановление Совета Министров СССР №384-135сс от 29 января 1949  года – закрепило данную установку. Дальнейшие планы - продлить линию через Дудинку до Норильска.
Железнодорожное строительство идёт в двух направлениях: от Салехарда к Игарке - «Строительство № 501» и от Игарки к Салехарду -  «Строительство №503».
Салехард – база строительства № 501.
Август 1949 года (ко Дню железнодорожника) -  торжественно открыт железнодорожный вокзал в Салехарде.

1950 год
Строительство дороги продолжается нарастающими темпами.
1950 год  - открытие  движение поездов по линии Москва - Лабытнанги.
Построен мост через реку Надым, железная дорога пришла в Надым, пошли грузопассажирские поезда до Надыма и поезда на запад от станции Ермаково.
1950 год -  общее количество строителей - примерно - 85 000 человек.

1951 год
Отношение к строительству ж/д Чум-Салехард-Игарка в высших кругах  изменилось: снизилось финансирование, сократились людские ресурсы.
А.Д. Жигина  - руководитель ж/д строительством №501.
1951 год -   на объектах строительства № 501 из общего количества заключенных политических - 24 %, уголовников - 16 %, указников и бытовиков - 60 %.

1952 год
Лето 1952 года – объединение двух стройки №501 и №503,  образование единого строительства № 501. Данному строительству поручена вся линия от ст. Чум до Игарки.
Август 1952 года - открыто железнодорожное сообщение на линии Салехард -  Надым. Начал курсировать грузопассажирский поезд
1952 год -  начал  ходить прямой вагон  по линии «Москва-Лабытнанги».
1952 год -   на объектах строительства № 501 из общего количества заключенных политических - 28%, уголовников - 10 %, указников и бытовиков - 62 %.  Общее количество строителей  примерно - 40 000 человек.

1953 год
Весне 1953 года - рабочие и даже пассажирские поезда ходят более чем на семистах километрах магистрали.
25 марта 1953 года - постановление Совета Министров СССР №395-383сс  - о полном прекращении всех работ и консервации строительства железной дороги от Салехарда до Игарки.
Вскоре было расформировано 293 лагерей и управлений строительства. Сотням тысяч заключенных была объявлена амнистия, однако выехать на юг им удалось только с началом навигации – других путей еще не было.
Этим же постановлением строительство №501 из ведения МВД СССР  передано  в ведение Министерства Путей Сообщения.

1954 год
Начало работы ликвидкома строительства № 501. Возглавил ликвидком - А.Д. Жигин.
Достроен  перегон Чум-Лабытнанги.

1955 год

Принят участок Чум-Лабытнанги в постоянную эксплуатацию МПС СССР.
Строительства № 501-503 полностью ликвидированы.
Последние колонны строителей ушли с объектов в конце 1955 года. Всего, по данным А.А. Жигина, когда строительство закрылось, было эвакуировано около 100 000 человек.  В это число входили и вольнонаёмные с семьями.
Это - последний год неоконченного строительства.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню